Методы сказкотерапии, примеры методики, занятие с детьми

Методы сказкотерапии

Сказочная терапия как метод коррекции очень эффективна и способна решить серьезные психологические проблемы. Причина — положительная реакция людей на сказку вне зависимости от возраста. У большинства пациентов нет внутреннего неприятия и протеста.

мама-с-ребионком-читаут-сказку

Психологи выделяют в этой методике четыре основных направления:

  1. Диагностика. Помогает определить сценарии, по которым человек решает жизненные ситуации. С помощью диагностики он определяет черты характера, сильные и слабые стороны личности, таланты, жизненные позиции и т.д. Проводя диагностику, специалист определяет корень проблем клиента.
  2. Корректирующий. Помогает человеку создать гармоничный образ самого себя, настроиться на здоровый образ поведения и скорректировать негативные стереотипы восприятия мира.
  3. Прогностический. Помогите человеку определить исход его поведения и жизненную позицию в это время.
  4. Развивающийся. Он помогает снять эмоциональное и мышечное напряжение, снижает беспокойство, развивает воображение и способствует адаптации к новым условиям.

Эффективность лечения сказками заключается в том, что большинство людей воспринимают сказку очень положительно, нет отторжения и внутреннего конфликта. В то же время есть глубокое духовное и нравственное воздействие.

Какие проблемы могут возникнуть при работе со сказками

Из-за большого количества детской литературы не всегда легко найти хорошую сказку, готовую для арт-терапии. Иногда мировоззрение автора в корне отличается от вашего и может произойти подмена ценностей, которые вы хотите привить ребенку. Иногда автор сказки настолько стремится искоренить нежелательное поведение юного читателя, что пытается его запугать или пристыдить. И это может не только не помочь решить проблему, но и вызвать несколько новых проблем. Поэтому очень важно, чтобы сказку прочитал сам взрослый, прежде чем работать над ней с ребенком.

Иногда дети могут отказываться читать сказку, и в этом случае они не могут давить и настаивать. Пройдет время, и ребенок сам попросит вместе почитать. А может он выберет другую историю? В этом случае стоит прислушаться к его мнению, часто выбор продиктован внутренней потребностью или проблемой, которую помогает решить эта книга.

Иногда взрослые сами нарушают весь положительный эффект терапии, вставляя излишне морализаторские фразы. Особенность сказочной терапии — в мягких и сдержанных выводах. Поверьте, ребенок их интуитивно сделает и осознает. Но грубая и прямолинейная фраза вроде «Ты тоже можешь попасть в такую ​​неприятную ситуацию, если не остановишься…» может легко свести на нет весь положительный эффект сказочной терапии. Психологи рекомендуют вообще не обсуждать сказку после ее прочтения. Ребенок должен осознать это, прожить это, пройти через свой мир, а для этого нужно время. Только когда он сам захочет рассказать о сказке или попросит перечитать ее, можно обменяться мыслями и незаметно высказать свое мнение о поведении героя, но без приподнятого тона.

Чтобы избежать типичных ошибок в сказочной терапии, стоит воспользоваться простыми советами:

  • лучше, когда взрослый рассказывает, а не читает сказку. Закрывшись в книге, очень сложно проследить реакцию ребенка на изгибы и повороты.
  • Если ребенок начинает фантазировать о себе, не останавливайте его. Это прекрасная возможность проследить его мысли.
  • Даже если ребенок с вами не согласен, не настаивайте и не уговаривайте его слишком сильно. Из-за этого ребенок будет только замкнуться в себе и не вступит в открытый контакт. Научитесь слушать и чувствовать своего ребенка.

Сказочная терапия — это невероятно универсальная методика, которая может помочь решить множество проблем. Но читая сказки с ребенком, всегда следует помнить, что, в первую очередь, это творческий процесс, который должен приносить удовольствие и вести к сближению!

Направления в сказкотерапии

Приемы работы со сказкой очень разнообразны, так как любое явление можно описать в форме волшебного рассказа. К тому же каждый специалист использует сказку по-своему. Однако есть несколько популярных форм работы со сказками, используемых большинством терапевтов.

что-такое-сказка

Диагностируйте по сказке

В основе методики лежит реакция пациента. Именно благодаря ей терапевт делает выводы о состоянии человека, его проблемах и его жизненной ситуации.

Для этого необходимо выполнить несколько условий:

  • Создайте атмосферу доверия во время сеанса.
  • Проявляйте искренний интерес пациента к его проблемам.
  • Искренность и открытость самого терапевта.

Формы из работы со сказкой:

1. Рассказывать сказку. Дело в том, чтобы рассказывать историю, а не читать. Здесь очень важны настоящие чувства и переживания. Во время сеанса психолог наблюдает за реакцией и комментариями ребенка. Иногда ребенок перебивает, задает вопросы, составляет другой сюжет и т.д. Это важнейшие моменты работы, характеризующие психоэмоциональное состояние пациента.

2. Составьте сказку. Здесь терапевт и ребенок вместе создают историю, вкладывают в нее свои чувства, драматизируют, меняют сюжет. Здесь можно все: переделать старую сказку на новый лад, поменять местами хороших и плохих героев, поставить себя на место одного из них. Методика помогает ребенку раскрыться, выявляет скрытые эмоциональные состояния, которые не отражаются на поведении.

3. Нарисуйте сказку. Как правило, этот прием используется как второй этап работы со сказкой. Пациента просят нарисовать, вылепить или сделать аппликацию на тему услышанного им рассказа. Здесь он может отбросить свои чувства и тревоги, психологически освободиться. В плохом состоянии больной рисует мрачные изображения монстров, в рисунке преобладают темные тона. Но при систематическом прохождении сеансов каждый последующий рисунок становится ярче и позитивнее. Для рисования можно использовать любой подходящий материал: гуашь, акварель, карандаши, фломастеры и так далее

методы-сказкотерапии-рисование-сказки

4. Изготовление кукол. В основе метода — включение механизма самовосстановления, заложенного в психике каждого человека. Делая куклу, пациент расслабляется, уходит стресс, тревога и страх. Человек входит в легкое медитативное состояние. В некотором роде кукла ассоциируется с одним аспектом ее личности. В сказочной терапии психолог предлагает пациенту создать куклу на основе сказки, которая может быть любым героем, который понравится пациенту. Методика может использоваться как для диагностики, так и для лечения. Результатом является осознание пациентом проблемы и поиск решения посредством расслабления.

5. Постановка сказки. Обычно это происходит в несколько этапов: чтение или рассказ, создание кукольных персонажей, разработка сюжета, постановка. Каждый участник может выбрать себе роль и наделить своего персонажа желаемыми качествами. Он может быть как положительным, так и отрицательным. Он может быть похож на участника, а может быть его полной противоположностью. Здесь очень важна импровизированная и творческая атмосфера. Метод разработан, чтобы снять напряжение и помочь раскрыться. Участники должны иметь возможность выражать свои чувства и чувства. Результат — раскрытие потенциала каждого ребенка. Дети становятся более общительными, более приспособленными к жизни, они выходят из своей «скорлупы».

Внимание! Во время постановки недопустимы разучивание ролей, длительные репетиции и сложный сценарий. Постановка сказки — всегда экспромт.

Рекомендуемые книги

Выбирая сказку, нужно отталкиваться от возраста ребенка и проблемы, которую вы заметили, например:

  • Если у вашего ребенка трудности с общением, стоит выбирать рассказы о общительных персонажах, в которых превозносится крепкая дружба («Винни-Пух», «Питер Пэн», «Пеппи-Длинный чулок»).
  • Если нужно исправить нежелательное поведение, отдайте предпочтение сказкам, в которых герой получает урок и перевоспитывается («Мороз», «Король Черный дрозд»).
  • Жадным людям стоит послушать Сутеева «Сказку о золотой рыбке» или «Яблоко.
  • Если вам нужно переехать, идите в первый класс или войдите в сад, остановитесь на сказках с рассказом о путешествиях, например «Дюймовочка» или «Алиса в стране чудес».
  • Когда ребенка мучают страхи, прочтите вместе сказки о смельчаках, преодолевших любые трудности («Щелкунчик», «Чиполлино»).

Список доступных сказок с описанием проблемы:

1. Ребенок не хочет спать: «История девочки Любы”.

2. Ревность между детьми: «История двух братьев Коли и Саши”.

3. Ребенок не хочет пить лекарство: «История цыганского мальчика”.

4. Ребенок не хочет убирать игрушки: «Басня о сбежавших игрушках”.

5. Ребенок ест много сладкого: «История сладкоежек”.

6. Ребенок боится трудностей: «История маленькой балерины”.

7. Ребенок будет высокомерным: «Сказка о Майе-зачинщице”.

8. Ребенок не хочет есть: «История девочки Даши», «История кролика, который не хотел есть”.

9. Ребенок не доводит вопрос до конца: «История девочки Саши”.

10. Ребенок жаден: «Сказка о жадности детей”.

11. Ребенок редко делает добрые дела: «Сказка о доброй пастушке”.

12. Ребенок ведет себя нецивилизованно: «Басня о хороших манерах”.

ВОЗРАСТНЫЕ ГРУППЫ

  • 12 лет
  • 23 года
  • 34 года
  • 45 лет
  • 5-6 лет
  • 6-7 лет

Особенности сказкотерапии по возрастам

Сказочную терапию используют как для детей, так и для взрослых, но психологи считают, что терапия наиболее эффективна в детстве. Выбирая сказку и метод работы, обязательно нужно учитывать возраст ребенка. Давайте разберемся с основными проблемами детей по возрасту.

2-3 года

В этом возрасте дети, как правило, очень привязаны к своим родителям. Поэтому у них может возникнуть чувство страха перед присутствием посторонних людей дома или на улице. Некоторые дети боятся животных или любых транспортных средств. Мой сын в этом возрасте боялся проезжающего трактора. Мы с мужем работали над этим возникающим страхом в течение шести месяцев.

Кроме того, посещение детского сада или внеклассные мероприятия часто сопровождается стрессом и эмоциональным расстройством. Мне очень понравилась детская книжка, направленная на то, чтобы приспособиться к детскому саду, новому коллективу и снять тревогу «Зайка ходит в детский сад». Проблемы адаптации », автор: Ольга Громова.

3-4 года

В 3 года родители часто сталкиваются с кризисом поведения у ребенка, с истериками и проявлением самостоятельности, упорства. Детям этого возраста характерны недостаточная гибкость и недостаточно развитые коммуникативные навыки.

Таким образом, сказочная терапия помогает научить ребенка вести переговоры, идти на уступки и компромиссы, оценивать чужое мнение и различать хорошее и плохое. Также в этом возрасте ребенок учится правильно выражать свои эмоции. Очень эффектно работают сказки с животными: «Гуси-лебеди», «Репа», «Три поросенка», «Красная шапочка».

4-6 лет

В этом возрасте очень активно начинает работать детская фантазия. И для этого возникают новые переживания и опасения. В 4 года многие дети боятся заснуть без взрослых: боятся темноты и одиночества. Мальчикам кажется, что под кроватью или в шкафу прячутся разные монстры.

В 5 лет появляется страх смерти. Детей начинает мучить вопрос: почему люди умирают? И приходит осознание того, что однажды его родители и он сам умрут. По этой причине среди мальчиков много опасений. Также в этом возрасте у некоторых детей появляются первые комплексы — неуверенность, низкая самооценка.

Сказочная терапия может помочь решить все эти проблемы. Стоит выбирать истории, связанные с перевоплощениями и трансформациями, а также продолжающие по той причине, что есть выход из любой сложной ситуации, а главный герой никогда не остается наедине со своими проблемами, всегда есть помощники, которые будут рядом. Пример сказки: «О тьме-тьме».

6-10 лет

Это этап адаптации к новым школьным условиям, поэтому за это время у ребенка могут возникнуть различные проблемы, с которыми он никогда раньше не сталкивался.

Основные опасения младших школьников — это реакция на классную доску или контрольную работу, цензура учителя или одноклассников, задержка в уроке, боязнь сделать что-то не так. Есть хорошая история о котенке или о том, почему меня должно волновать, что может помочь решить проблему: «Я боюсь сделать что-то не так!».

Как составить терапевтическую сказку самостоятельно

Фольклористы заметили это давно и определили архетипические сюжетные линии, список персонажей и даже объекты, которые можно буквально переставлять, как кирпичи, чтобы построить свою собственную уникальную сказку.

Как и в любом строителе, в сказочной терапии есть небольшая инструкция — это свод правил, которых следует придерживаться:

  • Детям до 5 лет в качестве главных героев рекомендуется использовать животных. И обязательно с маленькой приставкой. Например, слоненок Гоша или маленький львенок Тимур. Детям 5-7 лет в качестве главных героев лучше брать сказочных персонажей — фей, колдунов, рыцарей и принцесс.
  • Ребенок должен идентифицировать себя с главным героем рассказа. Для этого можно взять измененное имя ребенка. Например, имя Миша можно преобразовать в Мимикс, а Леша — в Мошу. Так что у нас могут быть герои: маленький жираф Мимика или отважный рыцарь Мока.
  • В начале сказки нужно познакомить ребенка с главным героем. А чтобы ребенку было легче общаться с ним, необходимо добавить описание членов его семьи. Заодно можно прикоснуться к главной проблеме ребенка. Например: в теплой Африке жил маленький жираф Мимика. У него было много братьев и сестер, и он любил играть с ними на поляне возле дома. Но только с одним братом, младшим, отношений не сложилось.
  • История должна содержать суррогатный опыт. Это значит, что в сюжете сказки нужно представить альтернативный вариант поведения ребенка — как бы вы иначе могли поступить. Психика ребенка устроена следующим образом: представляя сказку и переживая происходящее с главным героем, ребенок воспринимает себя как персонажа. В результате ребенок возьмет все пережитое персонажем за свой счет. И он будет думать, что он сам сделал то же самое. Таким образом, он может получить решение своей проблемы или альтернативу, которая может быть сделана в том или ином случае.
  • Сказка волшебная, а значит, герой должен находиться в сказочном воображаемом пространстве. Пусть это будет далекое королевство, густой лес или мир драконов. Если сказка слишком похожа на реальность, терапевтического эффекта добиться будет сложнее.
  • Найдите героя-помощника или волшебный предмет, который поможет решить все проблемы вашего ребенка. Это тот самый горбатый конь, фея-крестная, волшебный шар или ковер-самолет. Если на ум приходит помощник, сделайте его веселым, запоминающимся. Юмор в сказочной терапии только на пользу.
  • В сказке всегда должен быть положительный финал. Проблема решена, герой вернулся домой, изменил свое поведение и стал жить счастливо. Психологи говорят, что целью обязательно должно быть утверждение жизни, потому что это дает ощущение психологической безопасности у ребенка. Даже если конец рассказа не заканчивается словами «долго и счастливо», конец рассказа все равно должен иметь положительный эффект, например, вселять надежду на то, что любую проблему можно преодолеть.

Сюжет сказки следует строить по следующему принципу:

  • «Давным-давно, было». Начало истории и знакомство с главным героем.
  • «А потом однажды». Особое обстоятельство, которое, так сказать, запускает действие. Здесь герой сталкивается с проблемой.
  • «Из-за этого». В этой части нужно рассказать о том, как малыш ведет себя обычным образом.
  • «тогда». Здесь нужно показать, как можно решить проблему, как можно поступить иначе или сделать что-то другое. Здесь герой по пути может встретить помощника, который поможет ему решить его трудности.
  • «Вечеринка для всего мира». Герой сталкивается со своей проблемой, и сказка заканчивается положительным финалом.
  • «мораль». Рекомендуется добавлять нравственности в сказки детям от 5 лет. Самое главное — не играть с ребенком после прочтения сказки и спрашивать его, все ли он понял. Мы должны дать ему время осознать все, что произошло в сказке. Через некоторое время ребенок сам вернется к разговору о сказке и может попросить прочитать ее не раз.

Это общая схема работы, внутри могут быть различные путешествия, странствия, испытания, встречи и разлуки, находки и утраты. Зная этот сюжетный путь, вы сможете составить свою неповторимую сказку, подходящую для вашего ребенка. Когда вы самостоятельно сочиняете сказку, вы можете подойти к проблеме более индивидуально, сосредоточиться на тех чертах характера главного героя, которые вы хотите привить ребенку. Также в состав сказки можно включить самого ребенка. Он может придумать продолжение истории, поразмышлять над неожиданными поворотами или проследить историю своих родителей.

Методы работы с литературным текстом

Для наиболее полного раскрытия пациентом своих внутренних переживаний и личных качеств используются разные приемы работы с художественным текстом:

  • Психолог по коррекции поведения читает рассказ или сказку. При чтении ребенок должен расслабиться, молча слушать, привыкнуть к голосу терапевта, мимике и жестам. Предполагается, что в первые 10-15 минут необходимо установить контакт между врачом и его клиентом;
  • Обсуждение рассказа. Когда происходит контакт, ребенку или подростку легче вовлечься в работу. На этом этапе начинается постепенное раскрытие личности. Психолог наблюдает за своим пациентом, учитывает тон голоса, следит за движениями тела, жестами, мимикой и проявлением эмоций.
  • Отношения доверия. Смысл здесь в том, чтобы дать вашему клиенту возможность составить рассказ самостоятельно, чтобы внести что-то новое в услышанное. Иногда этот момент необходимо перенести на следующий сеанс терапии, чтобы у ребенка было время разобраться в ситуации, восстановить некоторые элементы в своем мышлении;
  • Если клиент стесняется, волнуется, почти не выходит на контакт, врач дает ему возможность выразить свои чувства и отношение к героям сказки через творчество. Например, можно попросить маленького пациента нарисовать героев рассказа карандашами или вылепить их из пластилина. Во время этого процесса вы можете запечатлеть настроение человека. Иногда в работе используются оба метода: в начале сеанса и в конце. Обычно после творческого акта негативные эмоции меняются, поэтому следующий рисунок будет светлее.

Во время длительных сеансов сказочной терапии специалист вместе с детьми создает кукол, которые затем используются для постановки театрализованного представления, в котором воспроизводятся ситуации.

Для чего используется сказкотерапия

Основная цель сказочной терапии — развитие многогранной и разносторонней личности, а также мягкая коррекция нежелательного поведения, устранение привычек, страхов и комплексов.

Сказки могут стать большим подспорьем в воспитании ребенка. Они объединяют родителей и детей, дают отличные аргументы в пользу рассуждений и открывают новые интересные факты. Сказочную терапию также эффективно используют специалисты, работающие с детьми: логопеды, психологи, педагоги. В зависимости от области применения метода специалисты могут преследовать собственные цели.

В детской психологии сказочная терапия помогает:

  • избавиться от страхов, например, темноты, воды, замкнутого пространства;
  • активировать защитные механизмы психики;
  • выбрать правильное решение в сложной ситуации;
  • спланировать жизненный план ребенка на будущее;
  • с помощью ассоциаций воздействовать на личность, воспитывать черты характера;
  • искоренить комплексы, например, за счет их внешнего вида, веса;
  • бороться с недугами, в том числе с серьезными, такими как расстройства пищевого поведения, суицидальные наклонности и т д

В педагогике также часто используется сказочная терапия. Метод позволяет достичь целей:

  • сформировать правильные ценности и отойти от девиантного поведения;
  • привить уверенность в себе и повысить самооценку;
  • настроить шрифт;
  • прививать правильные стереотипы на примере сказочных персонажей;
  • поддержание нравственных установок, формирование представлений о добре и зле;
  • развивать творческое мышление, воображение;
  • укрепить уверенность в решении проблем.

Не менее востребован метод в логопедии, особенно у дошкольников. Здесь знатоки с помощью сказок добиваются потрясающих результатов, могут развить:

  • фонематическое восприятие звуков, их различение;
  • артикуляция и произношение;
  • понятие слогов и слоговое деление слов;
  • строить осмысленные последовательные предложения;
  • умение конструировать высказывания — диалоги, монологи, переосмысления.

Вне зависимости от того, в какой сфере используется сказочная терапия и какие конкретные цели преследует специалист, сказка всегда помогает в одном: с ее помощью у ребенка формируется правильный образ (поведенческий, лингвистический, нравственный) на примере персонажи, ситуации и сюжеты сказок.

Практическое использование метода сказкотерапии в работе с детьми

Сочинение сказки, практическая методика

Сеанс строится по следующей схеме:

  1. Психотерапевт вместе с ребенком описывает главного героя, который внешне, характером и возрастом похож на ребенка.
  2. Ведущий рассказывает о жизни героя так, чтобы ребенок видел сходство между ним и им.
  3. Герой сталкивается с проблемой, похожей на реальную ситуацию ребенка, у него такие же переживания и чувства.
  4. На завершающем этапе сказочный герой ищет выход, ситуацию и успешно ее находит.

В этой практике ведущий обязательно вовлекает ребенка в творческий процесс, интересуется его мнением, задает вопросы и предлагает варианты развития сюжета, но не настаивает на них.

Внимание! При написании рассказа не стоит называть главного героя по имени ребенка, чтобы не навязывать ему готовые образцы для подражания. Если техника сработала, ребенок сам проведет параллели между собой и главным героем

Медитативная сказкотерапия для детей 5-7 лет

Цель практики — сформировать у ребенка энергетическую основу личности, восполнить недостаток тепла у родителей.

Структура урока:

  1. Ведущий включает легкую медитативную музыку и предлагает ребенку расслабиться и закрыть глаза.
  2. Терапевт обращает внимание ребенка на дыхание, необходимо дышать глубоко и медленно. Вдох через нос, выдох через рот.
  3. Психолог медленно начинает рассказывать историю. Его задача — включить в ребенке все чувства. Через сказку он должен услышать образы: как выглядит голубое небо, как журчит ручей, как пахнет клубника и т.д. Здесь важно включить все виды ощущений (зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, вкусовые).
  4. На заключительном этапе терапевт постепенно выводит ребенка из медитации со следующими словами: «Все, что вы нашли для себя в этом прекрасном мире, остается с вами, мы постепенно открываем глаза и возвращаемся». На этом этапе ребенку важно подольше сохранить ощущения медитации, запомнить их и научиться самостоятельно входить в это состояние.

Такая методика раскрывает врожденный потенциал ребенка, повышает самооценку и помогает разобраться в различных явлениях. Медитация на сказки часто используется при работе с детьми из неблагополучных семей.

Постановка сказки для детей 4-5 лет

Цель техники — раскрыть внутреннее «я» через образ игрушки. Практика проводится как с пациентом, так и в группе.

Как проходит сеанс:

  1. Терапевт показывает детям коробку с игрушками и предлагает выбрать главного героя.
  2. Ведущий рассказывает детям о герое: как его зовут, каков его персонаж. Также предложите детям описать героя, выразить свое отношение к нему.
  3. Психолог описывает ситуацию, в которой оказывается герой, и предлагает детям построить сюжет, поиграть за героя и помечтать. Ведущий произносит следующие слова: «Представьте, что вы находитесь на острове, вы находитесь в сказочной стране или летите на другую планету. Что вы собираетесь делать?»
  4. В шоу могут принимать участие более одного героя. При желании дети могут выбрать из коробки еще несколько игрушек и расширить сюжет.
  5. В конце выступления ведущий задает детям вопросы: Как вы себя чувствовали в роли? Почему ты так поступил? Какие выводы можно сделать?

Основная задача практики — помочь детям проявить себя в творчестве, показать себя настоящими, научиться гармонично общаться. Ни в коем случае не должно быть формальности и лицемерия.

Окружающий нас мир

  • Познавательные истории
  • Сказочная терапия
  • Тематические задания
  • Эксперименты и эксперименты

Анализ результатов сказкотерапии

Анализ можно провести на примере рисунка сказки. Прочитав терапевтическую историю, предложите ребенку ее нарисовать. То, что на нем изображено, может указывать, предлагать (но не указывать прямо) на возможную проблему.

Например:

  • Если главный герой, с которым общается ребенок, отстранен от окружающих, ему не хватает внимания, это может указывать на чувство одиночества или конфликта.
  • Большое количество острых краев — зубов, лезвий — может указывать на агрессию и опасность.
  • Если основные предметы на картинке небольшие и в основном расположены по краям бумаги, а основная область остается пустой, ребенок может испытывать беспокойство.

Кроме того, важно оценить общее впечатление от рисунка, его настроение, выбор цветов, выражения лиц персонажей, время.

Арт-терапия обычно применяется комплексно, поэтому рисование сказки может быть как способом анализа самочувствия ребенка, так и методом коррекции. Например, если вы заметили, что на фото главный герой — самый маленький и беспомощный из всех, то в сказке можно подчеркнуть, насколько он силен и мужественен, как прошел все испытания. Неудивительно, что в следующий раз, когда вы рисуете сказку, ребенок захочет перераспределить пространство на карточке, поместив главного героя в центр. Этот метод поможет повысить у ребенка уверенность в себе и чувство собственного достоинства.

В своей новой книге «Сын с удовольствием ходит в детский сад» Анна Быкова рассказывает о терапии сказками как методе анализа самочувствия ребенка в детском саду. С помощью сказки можно понять, хорош ли ребенок в новом коллективе. Составляя сказку, следует обратить внимание на то, кого из детей ребенок выберет на роль злодея, кто станет помощником, а кто нуждается в защите. Сказка помогает не только диагностировать проблемы, но и исправлять их. Так что обязательно довести историю до хэппи-энда. И в этой же сказке не забудьте помочь главному герою победить злодея, поэтому обязательно подружитесь с ним.

Сказки для сказкотерапии

Сказки предоставлены рассказчиком Ириной Караваевой. Ребенок может накопить в душе много багажа, который потом даст хорошие уколы. Сказки укрепляют духовный стержень ребенка.

Оцените статью
Блог об арт-терапии